Образовательный проект на тему: «Театр как средство формирования связной речи дошкольников» София Гетало Образовательный проект на тему: «Театр как средство формирования связной речи дошкольников» Тип проекта По времени –долгосрочный на 2017-2019г. г. По количеству- групповой Актуальность • В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. . Развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей? Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. .Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение • Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Объект- дети младшего дошкольного возраста. Предмет исследования - деятельность, направленная на развитие связной речи младшего дошкольного возраста. Цель проекта: развитие связной речи у дошкольников младшей группы средствами театрализованной деятельности. Задачи: 1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников. 2. Разработать перспективный план мероприятий. 3. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка. 4. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. 5. Развивать артикуляционную и мелкую моторику 6. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм. Задачи по центрам активности. Игровая деятельность. • - разыгрывать литературные сюжеты, используя различные виды театра; • передавать характер персонажей; • - учить передавать различные эмоциональные состояния через мимику, жест, • движение; учить сочетать движение и речь; • - формировать интонационно – образную речь • - развивать инициативу и фантазию. Речевое развитие. • - Учить: понимать основную идею произведения и выделять единицу сюжета; • - давать словесную характеристику персонажам, используя эпитеты, сравнения,образные выражения; - использовать выразительные средства интонационно – образной речи; • - пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках; • - развивать диалогическую и монологическую речь, их форму. Ожидаемый результат: - приобретение речевых навыков: пополнение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи. - полноценное развитие всех сторон речи детей: диалогической и монологической. - эмоциональная и выразительная речь. - положительное отношение к театральным играм. - развитие творческих способностей. - умение детьми распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. Условия: Материально –технические: -теле-, видео-, аудиоаппаратура; -компьютер, принтер, ксерокс; -канцтовары; -передвижные выставочные стеллажи -стенды для методической литературы Средства: - Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, ноутбук); - Литературные произведения, иллюстрации; - Разные виды театров – настольный театр ложек, пальчиковый театр, театр масок, плоскостной, теневой, театр Петрушки, театр фартуков и др. Этапы реализации проекта 1. Подготовительный. Подобрана специальная литература, создана развивающая среда в группе, которая поможет детям учиться правильно говорить. Подобран методический материал и консультации для родителей по ознакомлению их с театральным искусством. Были приобретены маски, сценические костюмы, изготовлены атрибуты, ширма, декорации для спектаклей. Планирование Благодаря реализации проекта дети приобретут речевые навыки. Реализация Программа реализуется во время занятий, а также в течение всего дня воспитанниками младшей группы, их родителями, воспитателями и педагогами, работающими в детском саду. Срок реализации программы 2 года. Анализ Формирование внутренней мотивации речевого высказывания. Совершенствование артикуляционного аппарата, формирование диалогической, эмоционально насыщенной, выразительной речи ребенка. Развитие мышления, памяти, воображения. 1 Блок-Работа с детьми 2017-2018г. Задачи Форма работы Сроки -формировать знания, умения и навыки, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья. - создать здоровьесберегающую среду в группе. -подготовить и обновить каталог пальчиковых игр. -активизировать словарный запас детей. -подготовить материал для театрализованной деятельности. -Формировать навык мягкого голосоведения, воспитывать правильный умеренный темп речи - Развивать двигательную активность, совершенствовать координацию движений; мимики, пантомимики, жестов - создать здоровьесберегающую среду в группе. 1. Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, зрения). 2Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми. 3. Упражнения на активизацию словарного запаса. Разговор по телефону «Как Машеньке выбраться из леса?», «Лес-тёмный», «Небо голубое», «Солнце жаркое», «Избушка-…» 4. Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. 5. Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка». 6. Этюды на пластику: «Медведь рассердился», «Рыба плавает по дну», «Кошка просит молока», «Мышонок радуется». 7. Беседа с детьми «Как я буду заботиться о своем здоровье» Сентябрь-Май 1 Блок-Работа с детьми 2018-2019г. Задачи Форма работы Сроки -Развивать двигательную активность, совершенствовать координацию движений; мимики, пантомимики, жестов -обогащение предметно-развивающей среды для театрализованной деятельности детей - подготовить материал. -Приобретение навыков работы с театральными атрибутами. - Подбор DVD дисков по изучаемым темам - создать здоровьесберегающую среду в группе. 1. Фотовыставка «Юные актёры». Подготовка фотографий детей во время театрализованнной деятельности. 2. Показ спектакля по сказке «Три поросёнка» 3. Оформление: - театрального уголок с разнообразными видами театров. -театральные игры: * «Из какой сказки этот герой?» * «Угадай настроение» * «Для какой сказки подходят эти атрибуты?» 4. Создать картотеку скороговорок и чистоговорок 5. Тематическое занятие «Поиграем в театр». 6. Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их. 7. Беседа с детьми «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!» Сентябрь - Май 2 Блок-Работа с родителями 2017 – 2018г. Задачи Форма работы Сроки -Привлечь родителей к созданию театрального уголка, оборудовать ширмой, собрать бросовый материал для изготовления разных видов театров. -изучение условий организации театрализованной деятельности детей в группе, создание разных видов театров; -подготовка фотографий детей во время театрализованнной деятельности. - способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада; -поиск интересной информации. 1. Создание и оборудование уголка «Театр». 2. Консультации: -«Организация театрализованной деятельности в домашних условиях» 3. Тематические фотовыставки: -«Моя семья в лесу» -«Моя семья на даче» - «Мои домашние питомцы» 4. Рекомендации в уголок «Театр на столе» 5. Информация в уголке родителей: «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников. Сентябрь-Май 2 Блок-Работа с родителями 2018– 2019г. Задачи Форма работы Сроки -изучение условий организации театрализованной деятельности детей в группе, создание разных видов театров; -совместная подготовка рисунков родителей и детей по любимым сказкам. - подготовить анкеты для родителей. - дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми, о соблюдении навыков гигиены, двигательной деятельности. -поиск интересной информации о театрах. 1. Консультация для родителей на тему: «Домашний кукольный театр». 2. Консультация «Мама, почитай мне сказку» 3. Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка 4. Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». 5. Анкета для родителей «Русская народная сказка в жизни Вашего ребенка» 6. Рекомендации для родителей «Режим дня как средство воспитания здорового ребенка» 7. Папка-передвижка для родителей и детей Сентябрь - Май Литература: 1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: Творческий Центр «Сфера», 2012. 2. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. 3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. 4. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 5. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. - М. 6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи: Учеб. -метод. пособие. - М.: Соц. - полит. журн. ,